Джордж Оруэлл – творческий псевдоним Эрика Артура Блэра, известного английского писателя, журналиста, эссеиста и критика. Его творчеству присущи глубокое осознание социальной несправедливости, интенсивное противодействие тоталитаризму, вера в демократический социализм, а также страсть к ясности в языке и непревзойденное остроумие.
Эрик Артур Блэр появился на свет 25 июня 1903 года в индийском городе Мотихари. Будучи сыном британского государственного служащего, первые свои дни он провел в Индии, где находился его отец. Примерно через год после его рождения мать перевезла Эрика и его старшую сестру в Англию.
(1903 - 1950 гг.)
Я хочу рассказать об одном из самых известных его произведений - "1984". Антиутопия, которая была выпущена в 1949 году и моментально стала бестселлером.
Главный герой романа Уинстон Смит живет в тоталитарном государстве Океания (в ее состав входят Северная и Южная Америки, Великобритания, Южная Африка, Австралия), а именно в Лондоне. В этом государстве каждый день переписывается история, привычный язык заменили очень скудным новоязом, есть полиция мыслей и запрещена любовь, а за людьми из всех уголков и даже дома наблюдают телекраны. Власть в своих руках держит Старший Брат, а может всего лишь его образ (никто не знает, существует ли он на самом деле). Страной этой управляют четыре министерства: министерство правды, министерство мира, министерство любви и министерство изобилия. Люди доносят друг на друга и учат этому детей. А сами ведут роботизированный образ жизни, полностью подчиняясь власти, забывая переписанное прошлое и действуя по приказу, словно марионетки. А Смит не такой. Он допускает мысль, что происходящее в его государстве - неправильно, жаждет революции, но боится, что он один такой среди всех. Но однажды он встречает Джулию, разделяющую его взгляды и стремящуюся нарушать правила, законы, потихоньку подрывая систему изнутри. Он также тянется к О`Брайену, который кажется ему единомышленником и союзником, но он оказывается волком в овечьей шкуре, и из друга превращается в палача Уинстона.
Конечно, основная тема и проблема произведения - тоталитарный режим в обществе. Прототипом Океании для автора стала и нацистская Германия, и фашистская Италия и даже коммунистическая партия СССР. Для Оруэлла не важна была идеология, важно было, что любая диктатура губительна. Интересно, что в СССР книга была запрещена аж до 1988 года, так как была цензура назвала ее антисоветской. "1984" является предупреждением от Оруэлла о том, что тоталитаризм вполне может набирать популярность и распространяться по всем странам мира, что будет иметь страшные последствия. Поэтому он показал читателям, на таком вот нелицеприятном примере Океании, что этого ни в коем случае нельзя допустить. Нельзя допустить, чтобы ваши мысли контролировались, вашу жизнь и вас самих 24/7 разглядывали под лупой, свободу слова пресекали новоязом, в котором даже нет антипартийных слов, правду постоянно искажали, а любовь запрещали.
"Любовь - это акт сопротивления."
"Новояз сделан для того, чтобы сделать невозможным выражение неортодоксальных мыслей."
"Свобода - это возможность сказать, что дважды два - четыре."
В конце концов, Оруэлл доносит мысль, что "один в поле не воин" и в одиночку против такой системы не пойти. Все, что остается героям - это пытаться сломать ее изнутри, вербуя людей со схожими взглядами, и надеяться, что когда-нибудь у кого-нибудь получится. Но самое главное - тебя всегда могут обмануть и ты попадешь в такую игру, которой совсем не ожидал. И система подчинит тебя, превратит в еще одну куклу.
"Одиночество - самое страшное, что может случиться с человеком."
Из этого же и вытекает еще одна важная тема произведения - идентичность, индивидуальность и свобода личности. Подчиняя себе людей, воспитывая с раннего возраста в детях необходимость доносить, контролировать свои и чужие слова, а еще приучая их к двоемыслию, власть буквально лишает их личности, превращая людей в роботов, выполняющих приказы и подчиняющихся реальности. Им не нужны люди, задающие вопросы и самостоятельно принимающие решения, а нужны те, кто, не сомневаясь ни секунды, выполнит все, что ему скажут - хоть ступит в огонь. Старшему Брату нужны те, кто не станут возникать, если еще вчера Океания воевала с Евразией, а Остазия была союзником, а сегодня эти роли стали полностью противоположными.
"В Океании не существует независимого мышления."
При этом, людей настолько запрограммировали, что они гордятся тем, что их семилетние дети, подслущав их ночью, донесли в полицию мыслей на родного отца, который во сне бормотал "долой Старшего Брата, долой Старшего Брата".
" - Вы виноваты? - спросил Уинстон.
- Конечно, виноват! - вскричал Парсонс, подобострастно взглянув на телекран. — Неужели же партия арестует невиноватого, как по-вашему? <…> Работал вовсю, вносил свою лепту - и даже не знал, что в голове у меня есть какая-то дрянь. А потом стал во сне разговаривать. Знаете, что от меня услышали? Долой Старшего Брата! Вот что я говорил. И кажется, много раз. Между нами, я рад, что меня забрали, пока это дальше не зашло. Знаете, что я скажу, когда меня поставят перед трибуналом? Я скажу: «Спасибо вам. Спасибо, что спасли меня вовремя».
- Кто о вас сообщил? - спросил Уинстон.
- Дочурка, - со скорбной гордостью ответил Парсонс. — Подслушивала в замочную скважину. Услышала, что я говорю, и на другой же день - шасть к патрулям. Недурно для семилетней пигалицы, а? Я на нее не в обиде. Наоборот, горжусь. Это показывает, что я воспитал ее в правильном духе."
Подмена понятий, правды и реальности через технологии, газеты, новостные каналы пугают.
"Кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее. Кто контролирует настоящее, контролирует прошлое."
Конец романа, безусловно, разочаровал меня. Не потому, что плохо написано (написано гениально), а потому, что хоть и было понятно, что у Смита не хватит сил противостоять системе в одиночку, но то, что они с Джулией все-таки сдались - не может не огорчать. Заканчивается все ужасным осознанием, что партия все-таки заставила Уинстона подчиниться и потерять самого себя в "любви" к Старшему Брату.
"Он остановил взгляд на громадном лице. Сорок лет ушло у него на то, чтобы понять, какая улыбка прячется в черных усах. О жестокая, ненужная размолвка! О упрямый, своенравный беглец, оторвавшийся от любящей груди! Две сдобренные джином слезы прокатились по крыльям носа. Но все хорошо, теперь все хорошо, борьба закончилась. Он одержал над собой победу. Он любил Старшего Брата."
Еще в романе фигурирует одна очень важная деталь. Красивое пресс-папье с кораллом внутри. Уинстон купил его в лавке одного из пролетариев. Нам оно может показаться безделушкой, но на самом деле пресс папье - мощный символ прошлого, к которому так тянется Смит. Это реликт, созданный до времен Старшего Брата, который является напоминанием о былых временах, о которых у Уинстона еще остались воспоминания. Более того, розовый коралл становится ярким пятном в сером мире тоталитарной Океании. Он как олицетворение свободы, к которой так стремится Уинстон и ценностей, которые были уничтожены партией.
"Соблазнила его не столько красота вещи, сколько аромат века, совсем не похожего на нынешний. Стекло такой дождевой мягкости ему никогда не встречалось. Самым симпатичным в этой штуке была ее бесполезность, хотя Уинстон догадался, что когда-то она служила пресс-папье. Стекло оттягивало карман, но, к счастью, не слишком выпирало. Это странный предмет, даже компрометирующий предмет для члена партии."
Эта книга наверняка понравится тем, кто прочитал "451 градус по Фаренгейту" Р.Брэдбери. Это тоже антиутопия, в которой главный герой не согласен с мнением общества и старается ему противостоять, несмотря на риски.
"1984" очень заинтересовала меня еще по аннотации, и я ни капли не разочарована. Это, бесспорно, великое произведение, которое заставляет задуматься о нашем мире и окружающей реальности.
ВОЙНА — ЭТО МИР
СВОБОДА — ЭТО РАБСТВО
НЕЗНАНИЕ — СИЛА
Комментарии
Отправить комментарий