Ф.М. Достоевский "Униженные и оскорбленные"


     "Униженные и оскорбленные" - первый большой роман Федора Михайловича Достоевского после сибирской ссылки, написанный в 1860-1861 году. Произведение от части является автобиографичным (прототипом Ивана Петровича является сам автор). Повествование ведется от первого лица. Иван Петрович, молодой писатель, находясь в больнице, от скуки решает записать все, что произошло с ним за последний год его жизни. В романе рассказывается о семье бедных дворян Ихменевых, к которым, став сиротой, попал сам повествователь. Он рос вместе с их дочерью Наташей. Однажды в соседнее имение приехал князь Валковский. Познакомившись с Николаем Сергеевичем Ихменевым, ближайшим своим соседом, очень с ним сдружился и назначил управляющим своих владений, а также отдал на попечение ему своего сына Алешу, а сам уехал. Вернувшись спустя какое-то время, наслушавшись клеветы о воровстве своего управляющего князь Петр Александрович повздорил с Николаем Сергеевичем, а позже и публично опозорил его дочь, и всю их семью. По селу разлетелся слух о том, что его дочь Наташа сумела влюбить в себя княжеского сына, и в этом Ихменевы преследовали корыстные цели, что было наглой ложью. Начался судебный процесс, и чтобы лично хлопотать о своем деле Николай Сергеевич вместе с семьей отправляется в Петербург...

     В романе раскрывается несколько важных идей: 

1. Высокому обществу и интеллигенции было наплевать на простых людей - "униженных и оскорбленных". Это хорошо видно на примере князя Валковского и Ихменевых или в отношениях Бубновой и Нелли (Елены).

2. Проблема отцов и детей, что раскрывается в двух параллелях: Николай Сергеевич/Наташа и Иеремия Смит/мать Нелли.

3. Проблема эгоизма, который движет многими людьми, мешает им любить и прощать, и приносит страдания всем окружающим. Князь Валковский и его сын Алеша яркий тому пример.

4. Умение любить и прощать, несмотря на все унижения. Человеческое великодушие и как важно, чтобы оно преобладало над гордостью и эгоцентризмом. 

     Достоевский делит всех героев своего романа на унижающих и униженных, на тех, кому необходимо иметь власть и тех, кому необходимо им подчиняться. Так князь Валковский (главный антагонист всей истории, о чем несложно догадаться) и его сын Алеша унижают и оскорбляют других, но по-разному. Среди подчиняющих же мы видим князя Петра Александровича, Бубнову и даже Наташу (хотя у нее не было такой потребности), а подчиняющимися являются Нелли, Алеша. Все персонажи уходят в крайности, нет золотой середины, что свойственно русской классике, поскольку такая "гипербола" использовалась, чтобы яснее указать на проблемы общества того времени (да и нынешнего. Роман можно назвать актуальным и по сей день, так как ничего толком и не изменилось.), раскрыть переживания, а самое главное конфликты героев, которые и основываются на разногласиях и кардинально отличающихся взглядах. Крайне полярные герои, не имеющие даже шанса на изменения необходимы, чтобы указать людям на их ошибки и отрицательные черты.

     По моему мнению Иван Петрович выступает идеалом для автора и читателя. Несомненно, чтобы помогать своей возлюбленной в любовных делах с "другим" нужно обладать стойким характером и доброй душой. Вообще, тема всепрощающей любви проведена сквозь все произведение. Ее проявляет и Иван, и Наташа, и Николай Сергеевич. Иван прощает Наташе ее нелюбовь и помогает ей, Наташа прощает Алеше ветреность и легкомыслие, Николай Сергеевич прощает дочь за побег к любимому.

     Плавно переходя к теме прощения хочется сказать о параллели между Ихменевым и Смитом. Две очень похожие истории с разным исходом. Конечно, тут сыграли роль различия характеров. Николай Сергеевич, благодаря добродушию (сам рассказчик описывает его как добрейшего и наивно-романтического человека, которые если полюбят кого, то отдаются ему без остатка) и бесконечной любви к дочери, смог побороть свою гордость и переступить через обиду, прощая ей все грехи перед ним, чего не смог сделать Смит, пришедший, конечно, к дочери, но опоздавший, ведь она уже умерла. Иронично, что именно история этого старика повлияла на Ихменева и заставила принять окончательное решение в страхе также лишиться Наташи. Это очень важное умение - прощать. В этой же параллели раскрывается проблема отцов и детей.

     "О! Пусть мы униженные, пусть мы оскорбленные, но мы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют те гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас!" - в этом и есть отпущение и прощение.

     К слову о гордых и надменных. Здесь, конечно же, имеются ввиду Петр Александрович Валковский и Алеша. Оба они "унизившие и оскорбившие", но делали это по-разному. Князь совершал все свои деяния нарочно, по причине алчности и жестокости. А Алеша? Казалось бы, Алеша не очерствел как его отец, он чувствителен и любвеобилен, ему неинтересны деньги и другие корыстные цели, преследуемые князем, но именно из-за этих качеств, будучи инфантильным и не вполне осознающим последствия своих действий, он является эгоистичным и жестоким человеком. Сам не зная, кого любит, издевается над обеими девушками, хоть и не имеет на то злого умысла. Так или иначе, что отец, что сын принесли Наташе, Екатерине, Ивану Петровичу и Ихменевым одинаково много мук, что не может не отталкивать.

     Конечно, нельзя не сказать о Нелли. Маленькая девочка, на долю которой выпало очень много страданий, отчего она обозлилась на весь мир. Мне искренне становится ее жаль, и я безумно рада, что находятся люди, такие как Иван Петрович, готовые помочь бедным сироткам. Он был заинтересован в ее судьбе и в ней самой, хотел помочь, и в итоге именно он заставил ее сердце оттаять. Мне кажется все сцены романа, посвященные Ивану и Нелли показывают всю его человечность, альтруизм и готовность поддержать. Я совершенно не видела в нем злобы и раздражения, Иван Петрович всегда был нежен по отношению к ребенку, и не смел повышать на нее голос даже в самые трудные периоды жизни. В отношении человека к детям раскрывается, как по мне, все его нутро.

     "Добрые люди и не ждут, чтобы им прежде делали, Нелли. Они и без этого любят помогать тем, кто нуждается". В этом вся суть Ивана Петровича, помогающего всем на протяжении романа.

     "И, наконец, свойство самых добродушных людей, может быть перешедшее к ней от отца, - захвалить человека, упорно считать его лучше, чем он в самом деле, сгоряча преувеличить в нем все доброе, - было в ней развито в сильной степени. Тяжело таким людям потом разочаровываться, еще тяжелее, когда чувствуешь, что сам виноват. Зачем ожидал более, чем могут дать?" - здесь речь идет о Наташе, и стоит упомянуть о ее сходстве с отцом. Оба любвеобильные, чуткие, незлопамятные. Она абсолютно точно "папина дочка". Эта цитата мне очень близка и понятна, поскольку я сама не раз испытывала разочарование из-за завышенных ожиданий. 

     Вообще, "Униженные и оскорбленные" - кладезь цитат и философских мыслей. В каждое слово вложено огромное количество смысла, и это поразительно. Я бы рассказала о каждой из них, но возьму только одну, которая и у меня самой сначала вызвала много противоречий.

     "В основании всех человеческих добродетелей лежит глубочайший эгоизм. И чем добродетельнее дело - тем более в нем эгоизма".

С одной стороны я, как человек, часто помогающий совершенно бескорыстно и готовый протянуть руку даже незнакомым людям, не могу согласиться с этим высказыванием, ведь не преследую никаких личных интересов. С другой, многие в попытке искупить свои грехи совершают добрые поступки, которые могут нести в себе лишь корыстные цели, хотя большинство даже не понимают этого. Человек на подсознательном уровне будет стремиться очистить совесть и душу. Конечно, не хочется этого признавать, и я до последнего буду надеяться, что есть исключения, и я одна из них, но в этих словах определенно есть смысл. 

Вообще, монолог князя, из которого и взята данная цитата, для меня лично сделал этого персонажа более неоднозначным. Это ни в коем случае не покрывает ужасные поступки героя, но, по моему мнению, в этом плане он лучше и достойнее людей, прикрывающих эгоизм, алчность и личные интересы под "благими целями".

     Честно говоря, я давно не испытывала таких ощущений при прочтении, а тем более не ожидала этого от классической литературы. Автор так глубоко и тонко описывает все переживания, диалоги, в которых, как мне кажется, ни одного лишнего предложения, слова. Произведение захватывает настолько, что перестаешь ощущать реальность, чувствовать что-то кроме эмоций самих героев. Ты будто стоишь прямо там, на набережной или в квартире на Фонтанке среди персонажей, будто участвуешь в разговоре, но лишь как наблюдатель. На протяжении всего романа я находилась в сильном напряжении и прочитала на одном дыхании. 

     В заключение хочется привести фразу из книги:

"Канва одна, только намечен узор - вышивай, что хочешь". Каждый, так или иначе, вынесет из "Униженных и оскорбленных" что-то свое, что-то близкое лично каждому. Кто-то полюбит персонажей всем сердцем, кто-то всех возненавидит, кто-то будет соглашаться с Иваном Петровичем и Наташей, кто-то с князем, кто-то с Нелли. Для каждого из читателей произведение будет значить что-то свое и отзываться по-разному, но я могу сказать, что каждый должен прочитать его и вынести для себя глубокие и важные мысли, а может и найти ответы на свои вопросы.

Комментарии

Популярные сообщения