1. Ночная встреча мистера Отиса и Кентервильского привидения, при которой Отис дает духу смазочное масло, чтобы тот не гремел цепями:
"– Сэр, – сказал мистер Отис, – я решительно настаиваю на том, чтобы вы смазали свои цепи; для этой цели я принес вам маленький флакон смазки «Восходящее солнце» фирмы Таммани".
2. Второе появление призрака, в которое миссис Отис дает микстуру, решив, что духу не здоровится, хотя он пытался напугать семейство сатанинским смехом.
"– Мне кажется, вы не совсем здоровы, – сказала она, – я вам принесла бутылку микстуры доктора Добеля. Если вы страдаете несварением желудка, то это средство вам очень поможет".
Первое, что делает текст сложным, это использование различных литературных приемов и игра слов, которые требуют вниматель
ного восприятия и понимания со стороны читателя. Диалоги и реплики персонажей наполнены юмором, иронией и сатирой, что добавляет тексту обаяния. Главная сатира произведения направлена на конфликт культур Англии и Америки:
"– Милорд, – ответил посол, – я куплю у вас и мебель и привидение. Я родом из передовой страны; там есть все, что можно купить за деньги. Да и наша шустрая молодежь ставит ваш Старый Свет вверх ногами...
– Однако, сэр, привидений не бывает, и, мне кажется, природа вряд ли пойдет на уступки и согласится определить свои законы даже в угоду английским аристократам...
– Конечно, вы, американцы, ближе к природе, – ответил лорд Кентервиль..."
Ироничным в этом произведении, например, является то, что Кентервильское привидение испугалось другого призрака:
"Прямо перед ним стоял ужасный призрак, неподвижный, словно изваяние, и чудовищный, как бред сумасшедшего...
Никогда прежде не видав привидений, Кентервильский дух, естественно, ужаснулся и, бросив беглый взгляд на страшный призрак, побежал назад к себе в комнату..."
Юмора в произведении больше всего и в основном он присутствует в эпизодах с близнецами:
"Но едва оно достигло верхней площадки большой дубовой лестницы, как раскрылась какая-то дверь, показались две маленькие фигурки в белом, и огромная подушка просвистела у него над головой".
Второй аспект, делающий текст сложным, это внутренняя противоречивость главных героев. Например, само Кентервильское привидение. По всем канонам, дух должен быть злым и страшным, и его единственная задача: пугать людей. Но призрак рассуждает о жизни и смерти, любви и мечтах, рассказывая Виргинии, как бы он хотел наконец уснуть и найти покой.
"– Глупо просить меня, чтобы я вел себя прилично, – ответил он, оглядывая в удивлении хорошенькую девочку, которая решилась с ним заговорить, – просто нелепо. Я должен греметь цепями, стонать в замочные скважины, разгуливать по ночам – как же иначе? В этом смысл моего существования...
– Я не спал триста лет, – сказал он печально, и красивые голубые глаза Виргинии широко раскрылись в удивлении, – триста лет я не спал, и я так утомлен...
– Смерть должна быть прекрасна. Лежать в мягкой темной земле, чтоб над головой качались травы, и слушать молчание! Не знать ни вчера, ни завтра. Забыть время, простить жизнь, познать покой. Вы мне можете помочь. Вы можете открыть мне врата в обитель Смерти, ибо с вами – всегда Любовь, а Любовь сильнее Смерти".
Другим противоречивым героем можно назвать Виргинию. С одной стороны, она - дочь своих родителей. Девушка предлагает Кентервильскому привидению отправиться в Америку, где его наверняка ждет "колоссальный успех", повторяя слова отца, сказанные лорду Кентервилю при покупке особняка. С другой стороны, Виргиния единственная из всей семьи, кто не смеется и не издевается над духом. И она, узнав историю призрака и услышав о его заветном желании, с радостью помогает ему найти наконец гармонию и покой. Это показывает, что Виргиния гораздо человечнее своей семьи и является отдельной личностью, поступая так, как велит ей сердце и совесть, а не считывая модель поведения отца.
"– Бедный, бедный дух, – прошептала она, – разве у тебя нет места, где бы лечь и уснуть?...
– Я не боюсь, – сказала она решительно, – и попрошу Ангела помиловать вас."
Наконец, текст также содержит философские и моральные рефлексии на темы греха, прощения, судьбы и нравственности, что делает его интересным для анализа и толкования. Самым интересным в произведении, конечно, является психологический портрет Кентервильского привидения.
Оскар Уайльд обращает внимание на проблемы и терзания призрака, наделяя его человеческими качествами и делая главным и саммы интересным персонажем, поскольку именно на вопросах, о которых рассуждает дух, построена повесть.
"Вы можете открыть мне врата в обитель Смерти, ибо с вами – всегда Любовь, а Любовь сильнее Смерти".
Комментарии
Отправить комментарий